?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Наконец дошли руки показать в подробностях удивительные артефакты, найденные в 1999-2000 годах при расчистке территории Лужецкого Ферапонтова Монастыря в Можайске (Московская обл.). Информацая уже мелькала в сети, в частности довольно подробно об этом писали А. Фоменко и Г. Носовский. Есть интересная работа Л.А. Беляева «Белокаменное надгробие Ферапонтова монастыря» описывающяя первый найденый в 1982 году артефакт такого рода. Однако обширных фотоматериалов, а тем более подробного анализа артефактов до сих пор мне не встречалось.
Пробую восполнить пробел.

Речь пойдет вот о таких камнях.

16

Благодаря впечатляющей фотосессии, сделанной моим братом Андреем, есть возможность рассмотреть всё это подробнее и в деталях. Я уже писал где-то что постепенно сворачиваю собственные исторические изыскания сосредотачиваясь исключительно на письменности и языке, но, возможно, публикация всколыхнет пытливые умы других исследователей и мы наконец сможем хотя бы отчасти понять что представляла собой Русь до Раскола, до реформ патриарха Никона, а по некоторым версиям до настоящего, фактического крещения Руси в 17 веке а не в мифическом 10-ом.
Эта тема мне особо дорога еще и тем, что речь идет о моей малой родине. На развалинах этого монастыря мы пацанами играли в войну и пересказывали друг другу легенды о черных монахах, подземных ходах и сокровищах, которые конечно сокрыты в этой земле и замурованы в эти стены. :)
Собственно мы были не далеки от истины, земля эта действительно хранила сокровища, но совершенно иного рода. Прямо под нашими ногами находилась История, которую возможно хотели скрыть, а может рушили по недомыслию или от недостатка ресурсов. Кто знает.
Что мы можем сказать точно — перед нами осколки (в буквальном смысле :)) настоящей истории Руси 16-17 (а по Беляеву даже 14-17) веков — подлинные артефакты прошлого.

Итак, поехали.



Историческая справка.

Можа́йский Луже́цкий Рождества́ Богоро́дицы Ферапо́нтов мужско́й монасты́рь — расположен в городе Можайске, существует с XV века. Единственный (кроме храмового комплекса на месте бывшего Якиманского монастыря) из 18 средневековых монастырей Можайска, сохранившийся до наших дней.

LuzhetskyMonastery

Монастырь основан св. Ферапонтом Белозёрским, учеником Сергия Радонежского по просьбе князя Андрея Можайского. Это произошло в 1408 году по прошествии 11 лет от основания им же Белозёрского Ферапонтова монастыря. Посвящение Лужецкого монастыря Рождеству Пресвятой Богородицы связано с решением самого Ферапонта. Видимо Рождество Богородицы было близко его душе, так как и Белозёрский монастырь также посвящался Рождеству. Кроме того, этот праздник особо чтился князем Андреем. Именно в этот праздник в 1380 году его отец, великий князь московский Дмитрий Иоанович сражался на поле Куликовом. По преданию, в память о том сражении его мать великая княгиня Евдокия построила в Московском Кремле Церковь Рождества Богородицы.

Первый каменный собор в честь Рождества Богородицы простоял в Лужецком монастыре до начала XVI века, после чего был разобран, а на его месте, в 15241547 годах, выстроен новый, пятиглавый, сохранившейся до наших дней.

Первый архимандрит Лужецкого монастыря — преподобный Ферапонт, прожив девяносто пять лет, скончался в 1426 году и был похоронен у северной стены собора. В 1547 году причислен к лику святых Русской православной церкви. Позже над его захоронением был построен храм.

Лужецкий монастырь просуществовал до 1929 года, когда согласно протоколу Мособлисполкома и Моссовета от 11 ноября был закрыт. Монастырь пережил вскрытие мощей основателя, разорение, разрушение и запустение (он стоял бесхозным ещё в середине 1980-х). В довоенный период в монастыре находились фурнитурная фабрика, цех завода медицинского оборудования. На монастырском некрополе находились фабричные гаражи со смотровыми ямами, складские помещения. В братских келиях были устроены коммунальные квартиры а здания переданы для устройства столовой и клуба воинской части.
Вики


«Позже над его захоронением был построен храм...»

Эта короткая фраза из вики и предваряет всю нашу историю.
Храм преподобного Ферапонта был воздвигнут во второй половине 17-го века т.е. уже после реформ Никона.
Все бы ничего, но постройка его сопроваждалась масштабным сбором и укладкой в фундамент храма могильных плит с окрестных кладбищ. Практика эта нашему уму не постижима, но вообще-то была довольно распространенной в старину и объясняется экономией дифицитного камня. Могильные плиты не только укладывали в основания построек и стены но даже мостили ими монастырские дорожки. Ссылки сейчас не найду но в сети можно поискать. Такие факты точно есть.

Нас же интересуют собственно сами плиты, хотя их вид заставляет задуматься только ли из экономии ресурсов их так глубоко прятали.

Но сначала сориентируемся на местности :).
Вот собственно что осталось ныне от храме преподобного Ферапонта. Этот тот самый фундамент, на который надкнулись рабочие при расчистке территории монастыря в 1999 году. Крест установлен на месте обретения мощей святого.
Весь фундамент сложен из надгробий!
Обычного камня там нет вообще.


14

15

Попутно для сторонников теории катастроф, ну той когда все засыпало :)
Часть Собора Рождества Пресвятой Богородицы (первая половина 16-го века) где виден красный кирпич — полностью находилась под землей. Причем в этом состоянии он претерпел поздние реконструкции о чем свидетельствует положение ворот. Лесница главного входа в собор — новодел, восстановленный по откопанным обломкам оригинала.


Высота освобожденной от земли кладки собора около двух метров.

Вот еще вид на фундамент

17

А вот собственно сами плиты

18

19

20

21

Большенство артефактов оформлено по единому принципу и содержат узорную окантовку, вилообразный крест (во всяком случае так его принято называть в научной литературе) в нижней части плиты, и розетку в верхней части. В узле ветвления креста и центре розетки располагается круглое раширение с солярным символом или крестом. Примечательно, что солярные символы у креста и розетки всегда одинаковы на одной плите но различны на разных плитах. Этих символов мы еще коснемся, а пока просто их виды крупно.

Ветвления креста

22

23

24

25

26

27



Розетки

28

29

30

31

32



Бордюры

33

34

35

36

37

Плиты бывают довольно тонкими, сантиметров 10, бывают средними, около 20 сантиметров и довольно толстыми до полуметра. Плиты средней толщины часто имею боковые бордюры примерно такие:

49



«...есть надписи на русском языке»(с) ВСВ


Как-то с трудом верится что приведенные выше фотографии относятся к Руси, да еще и Руси христианской. Мы не видим решительно никаких признаков традиций к которым привыкли. А ведь по официальной истории Русь на тот момент уже крещена шесть столетий.
Недоумение законное, но есть артефакты которые ставят в тупик еще больше.
Некоторые плиты содержат надписи, в большенстве кириллической вызью, иногда очень высокого уровня исполнения.

Вот например такие.

38

«Лета 7177 декабря в 7 день преставися раб Божий инок схимникъ Саватей [Ф]едоров сын Позняковъ»
Надпись не оставляет кажется сомнения что похоронен христианский монах.
Как видно надпись выполнялась искуссным резчиком (вязь очень хороша) на боковой части камня. Лицевая сторона оставалась свободной от надписей. Саватей почил в 1669 году от р.х.

А вот еще. Это шедевр из любимых. Именно эта плита перевернула мою жизнь :), именно с неё я собственно «заболел» русской вязью как уникальным способом письма, несколько лет назад.

39

«Лета 7159 генваря в 5 день преставися раба Божия Татияна Даниловна во иноцех схимница Таисея»
Т.е. Таисия почила в 1651 году от р.х.
Верхняя часть плиты утрачена полностью, потому нет возможности узнать как она выгледела.

Или вот образец где сторона с надписью уложена в стык блоков. Прочитать ее не разрушив кладку невозможно, но видно что и там работал большой мастер.

42


Уже из этих трех картинок появляются вопросы.
1. Не кажется вам странными столь богатые надгробия монахов? Схимники конечно почетаемы в православии но настолько ли чтоб иметь подобные последние почести?
2. Даты погребения заставляют усомнится в версии о том что в дело строительства шли якобы только старые надгробия (есть такая точка зрения). Приведенные плиты ушли в фундамент очень молодыми о чем кстати говорит и их сохранность. Будто вчера резаны. Воля ваша, но дюже странно так обходится со свежими захоронениями да еще и святой братии.
Я могу осторожно предположить что... не братья они уже были реконструкторам никонианским, а как бы люди иной веры. А с усопшими иноверцами можно не церимонится, тогда и живых не шибко берегли.


Еще несколько плит с надписями разного качества исполнения, прежде чем мы завершим эту часть материала.

44

45

46

47

Как видно по последним примерам практика гравировки эпитафии на узорную горизонтальную поверхность плиты таки тоже имела место. По видимому в этом случае надпись делалась в поле между вилообразным крестом и верхней розеткой.
Вот тут это хорошо видно. И бордюр и розетка и крест и надпись довольно органично соседствуют.

48

Итак, что мы имеем?
В конце 17 века по завершении реформы патриарха Никона на территории Лужецкого монастыря возводят храм преподобного Ферапонта. При этом в основание фундамента храма кладут надгробия наличествовавшие на тот момент в округе. Т.е. плиты разного возраста консервируются в фундамент на триста лет. На триста лет консервируется и дониконианский канон православного надгобия. То что мы можем видеть сейчас по сути есть состояние качества, износа, и косвенно возраста артефактов на момент их закладки в фундамент.
Очевидно что менее изношенные плиты соответствуют времени создания примерно 1650-1670 годов. Представленные в этой части образцы как раз соответствуют в основном этому времени.
Но! В фундаменте есть и более старые плиты и на них тоже есть надписи.
Но об этом  в следующей части.


Comments

( 122 comments — Leave a comment )
Page 1 of 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>
mgolubev
Sep. 29th, 2014 09:10 pm (UTC)

Я такой арнамент видел на берегу Москва руки у строгинской поймы там где во времена Калиты был Спасопреображенский монастырь. Сейчас от него ничего не остались. Но камни у реки найти можно.

anta_rus
Sep. 29th, 2014 09:18 pm (UTC)
Пофоткать бы да собрать. Путь хоть фотографии останутся :(
Это совсем уходящая натура, увы.
Я не знаю вообще кто-то этим занимается из научников.
В сети все ссылки только на Фоменко.

В Можайске это все лежит уже 15 лет под открытым небом, дожди, морозы + турист топчет.
При этом монастырь вернули РПЦ и они там пытаются что-то делать, но конкретно это мало видимо волнует.
(no subject) - mgolubev - Sep. 30th, 2014 05:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - teo_tetra - Feb. 1st, 2015 02:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anta_rus - Feb. 1st, 2015 02:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - teo_tetra - Feb. 1st, 2015 03:12 pm (UTC) - Expand
yuri_ost
Sep. 29th, 2014 09:30 pm (UTC)
Очень интересная статья. Спасибо! С нетерпением жду продолжения.

То ли Герберштейн, то ли ещё кто-то, кто ездил в Россию до реформ Никона писал, что русские считают, что у них вера византийская. Конечно же, пишет он, ритуалы у русских не католические, но и от византийских ритуалов отличаются.
anta_rus
Sep. 29th, 2014 09:47 pm (UTC)
Благодарю!
Именно, что византийской она стала после Никона, а что было до, видимо большой вопрос.
(no subject) - yuri_ost - Sep. 29th, 2014 10:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anta_rus - Sep. 30th, 2014 06:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - yuri_ost - Sep. 30th, 2014 08:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - anta_rus - Sep. 30th, 2014 08:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - yuri_ost - Sep. 30th, 2014 08:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - anta_rus - Sep. 30th, 2014 08:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - yuri_ost - Sep. 30th, 2014 10:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anta_rus - Oct. 1st, 2014 07:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - yuri_ost - Oct. 1st, 2014 04:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anta_rus - Oct. 1st, 2014 04:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yuri_ost - Oct. 1st, 2014 04:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anta_rus - Oct. 1st, 2014 07:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yuri_ost - Oct. 1st, 2014 07:08 pm (UTC) - Expand
livejournal
Sep. 30th, 2014 12:34 pm (UTC)
О понимание тринитарного богословия
Пользователь tvorenie333 сослался на вашу запись в своей записи «О понимание тринитарного богословия» в контексте: [...] это просто картинка ни о чем... Резюме: мы все в жопе. http://anta-rus.livejournal.com/40704.html [...]
trof_av
Oct. 2nd, 2014 11:13 am (UTC)
Вот вам еще материал по теме:
Вот тут мои подробные фото надгробий Лужецкого монастыря: http://trof-av.livejournal.com/59882.html
Тут найденная мной подобная плита у Васильевской церкви: http://trof-av.livejournal.com/22156.html здесь же в комментариях некоторые гипотезы.
Летом аналогичные надгробия были найдены при раскопках в Звенигороде: http://vk.com/club40512435?w=wall-40512435_1327%2Fall
Много их и в Донском монастыре в Москве (я подробные фото делал, но еще не выкладывал)
anta_rus
Oct. 2nd, 2014 11:17 am (UTC)
Ага благодарю, я уже зацепил ваши ссылки у Андрея :)

Особенно интересна звинигородская подборка, там есть ряд артефактов, подобных я не видел в Можайске и вообще нигде.

Edited at 2014-10-02 11:21 am (UTC)
(no subject) - trof_av - Oct. 2nd, 2014 11:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - anta_rus - Oct. 2nd, 2014 11:34 am (UTC) - Expand
kadykchanskiy
Oct. 2nd, 2014 12:02 pm (UTC)
Ну вообще... Сегодня день такой хороший! Благодарю за ещё один потрясающий репортаж!
anta_rus
Oct. 2nd, 2014 01:36 pm (UTC)
Благодарю, Андрей!
Мне очень хочется инициировать вокруг этой темы настоящий мозговой штурм среди НАШИХ :)
Фоменко поднял ее еще 10 лет назад, но больно на скудном иллюстративном материале. Научники вообще молчат. Сейчас есть возможности все это рассмотреть, проанализировать и наконец понять ЧТО это. Или хотя бы выдвинуть разумные гипотезы.
(no subject) - wowanwolf - Oct. 23rd, 2014 02:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - anta_rus - Oct. 23rd, 2014 06:24 am (UTC) - Expand
livejournal
Oct. 2nd, 2014 12:08 pm (UTC)
Камни дораскольной Руси 1
Пользователь kadykchanskiy сослался на вашу запись в своей записи «Камни дораскольной Руси 1» в контексте: [...] Оригинал взят у в Камни дораскольной Руси 1 [...]
livejournal
Oct. 2nd, 2014 12:45 pm (UTC)
Камни дораскольной Руси 1
Пользователь dolgovevg сослался на вашу запись в своей записи «Камни дораскольной Руси 1» в контексте: [...] Оригинал взят у в Камни дораскольной Руси 1 [...]
livejournal
Oct. 2nd, 2014 12:49 pm (UTC)
Камни дораскольной Руси 1
Пользователь dobrozar сослался на вашу запись в своей записи «Камни дораскольной Руси 1» в контексте: [...] нал взят у в Камни дораскольной Руси 1 [...]
ВАЛЬДЕМАР СОБАКИН
Oct. 2nd, 2014 12:53 pm (UTC)
Потрясающий материал.
anta_rus
Oct. 2nd, 2014 01:37 pm (UTC)
Благодарю, надеюсь осилю и продолжение :)
livejournal
Oct. 2nd, 2014 12:55 pm (UTC)
Надгробные камни дораскольной Руси
Пользователь eaquilla сослался на вашу запись в своей записи «Надгробные камни дораскольной Руси» в контексте: [...] дораскольной Руси. Часть1 [...]
livejournal
Oct. 2nd, 2014 01:02 pm (UTC)
Камни дораскольной Руси 1
Пользователь eaquilla сослался на вашу запись в своей записи «Камни дораскольной Руси 1» в контексте: [...] нал взят у в Камни дораскольной Руси 1 [...]
zimakus
Oct. 2nd, 2014 01:39 pm (UTC)
Автор, привирать нехорошо.
Я уже ранее писал Вам, что никаких раскопок там не велось. Монахи лично мне рассказали. И плиты они подняли на поверхность так, как обычные люди ухаживают на кладбищах за могилами.
кирпич оголен на фундаменте. так как штукатурка осыпалась. там на звоннице кирпич у земли рассыпался, так что никаких 2-х метровых заносов не было.Входы делали на высоте 2-3 м, так как в средние века оборону держать удобно.
Стену монастыря покажите там, где она разрушена не кем-то злобным, а по старости.
Ремонт монастыря идет по мере финансовой поддержки, которой практически нет.
anta_rus
Oct. 2nd, 2014 01:58 pm (UTC)
Re: Автор, привирать нехорошо.
Я вроде не пишу про раскопки, речь о расчистке территории монастыря.

«как обычные люди ухаживают на кладбищах за могилами»
Это они вам о некрополе с другой стороны собора говорили, я его тут вообще не касаюсь. Хотя он тоже интересный, но речь только и исключительно о фундаменте храма Ферапонта. Это разные вещи и не стоит их путать.

На счет высоты. По моему я вам уже писал про это (не помню где было обсуждение).
Я там вырос и видел состояние памятника еще в 70е- годы. Во все без исключения ворота вход был с земли. Кто и когда его так присыпал мне не ведомо но собор как бы стоял на холме. Сейчас мы видим что площадка монастыря относительно ровная. И собор и стены примерно на одном уровне.

Про стену не понял.
(no subject) - rodline - Sep. 6th, 2018 08:27 am (UTC) - Expand
Aleksandras Kleinas
Oct. 5th, 2014 12:24 pm (UTC)
Бетонка.. 75 лет у этой фальшивки.. максимум.
anta_rus
Oct. 5th, 2014 12:37 pm (UTC)
ну такие категоричные утверждения как минимум требую доказательств :)
из чего следует что:
а. именно 75
б. бетон
в. фальшивка и если фальшивка то ЧТО пытались сфальсифицировать?

пункт «в» особенно интересен ибо артефакты не вписываются в исторические сказки ни дореволюционного ни советского ни современного толка.
Т.е мотивы фальсификации «в студию» :)
(no subject) - russobalt_k - Jan. 6th, 2015 08:54 pm (UTC) - Expand
livejournal
Oct. 10th, 2014 10:05 am (UTC)
Камни дораскольной Руси 1
Пользователь cycyron сослался на вашу запись в своей записи «Камни дораскольной Руси 1» в контексте: [...] /letopisi-proshlogo/kamni-doraskolnoj-rusi-chast-1 Оригинал взят у в Камни дораскольной Руси 1 [...]
livejournal
Oct. 10th, 2014 10:24 am (UTC)
Камни дораскольной Руси 1
Пользователь ksf1982 сослался на вашу запись в своей записи «Камни дораскольной Руси 1» в контексте: [...] /letopisi-proshlogo/kamni-doraskolnoj-rusi-chast-1 Оригинал взят у в Камни дораскольной Руси 1 [...]
Page 1 of 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>
( 122 comments — Leave a comment )

Profile

anta_rus
anta_rus

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner