anta_rus

Categories:

Тайна Изначального Узора 2

ОПЫТЫ КОНФОРМИЗМА И СОПРОТИВЛЕНИЯ

Прежде чем искать следы нашего героя вдали от эпицентра взрыва, полезно посмотреть, а как вели себя непосредственные потомки финикийского проекта, осуществившие обратную сакрализацию? Жрецы, стоявшие у истоков  авраамических религий, по всей видимости хорошо понимали, КАК должно выглядеть сакральное письмо и какая маскировка нужна для финикийского прототипа. Исследуя историю трансформации письменности иврита и арабского, мы попытаемся зафиксировать эти признаки. 

Иврит

Это был первый проект авраамического сериала. То, что в исторической науке именуется старо-еврейским алфавитом — практически точная копия финикийского. Если верить библейским историкам, то во время так называемого вавилонского плена, евреи отказываются от этого алфавита в пользу арамейского, который так же является прямым потомком финикийского. Рисунок 2.1.

Рис. 2.1 Арамейский алфавит
Заметим на полях, что на пространстве Средиземноморья и Ближнего востока, арамейский алфавит занимает нишу письменного языка международной торговли последнего тысячелетия до новой эры, т.е продолжает решать задачи торговой варны, которые были заложены его предком. 

А вот дальше наступает время написания базовых священных текстов Библейского проекта и мы фиксируем качественную трансформацию арамейского в то, что ныне зовётся еврейским квадратным письмом,  дошедшим до наших дней практически в неизменном виде.

Масштаб этой трансформации вы можете наблюдать, сравнив массив текста на иврите (рисунок 2.2) с рисунком 2.1.

Рис. 2.2 Текст, написанный квадратным еврейским письмом

Разница огромна. Этот качественный скачок произошел по историческим меркам довольно быстро, квадратное письмо сформировалось примерно к шестому веку до нашей эры. Именно этим письмом было написано известное Пятикнижие Моисеево, именуемое Торой, и именно оно сакрализовано в Иудаизме и Каббале . 

Попробуем абстрагироваться от фонетики букв и каллиграфического влияния на их форму и выделим несколько простейших геометрических элементов этого письма, которые нам будут важны для дальнейшего повествования. Рисунок 2.3.

Рис. 2.3 Четыре базовых формы, проявленные в квадратном еврейском письме.

Пока оставлю эту картинку без комментариев, но рекомендую читателю хорошо её запомнить :)

Какой основной вывод из вышесказанного? Думаю он уже очевиден.

Сакрализация письменности иврита и её подготовка к написанию священных текстов потребовала приведения букв к квадратной форме!

У меня нет оснований не доверять древним жрецам, думаю они знали что делали, тем более что мы находим и другие похожие сюжеты в истории письменности. 

Арабское письмо

Арамейский (читай финикийский) корень дал ветвистое древо древних письменных систем. Проследим еще один сюжет, который представляет последний по времени авраамический  проект — Ислам. Это важнейший пример обратной сакрализации, причем  значительно более замысловатый, чем в случае еврейского алфавита. Поехали!

Арабское письмо принято, вестимо, считать потомком финикийского. У меня есть на этот счет сомнения, но поверим пока официальной науке.

Известно, что древнейшим арабским почерком считается куфи. Рисунок 2.4

Рис. 2.4. Куфи, древнейший арабский почерк

Куфи, предположительно, создан в конце восьмого века нашей эры (по другим данным в седьмом веке) и вплоть до века одиннадцатого оставался основным почерком для копирования Корана. Происхождение его не ясно, потому я опускаю тут обсуждение существующих гипотез, дабы не растягивать повествование. 

Начало второго тысячелетия новой эры характеризуется расцветом исламской культуры, значительным расширением арабского влияния и рождением более скорописных почерков арабского письма. Куфи постепенно утрачивает свое влияние на священный «документооборот», трансформируясь в то, что современная наука называет эпиграфическим орнаментом, т.е. становится инструментом узорной работы каллиграфов, художников  и архитекторов. Но именно тут он нам особенно интересен, поскольку одна из его орнаментальных форм известна ныне, как геометрический или квадратный куфи. Да, да, снова квадратный!  Рисунок 2.5.

Рис. 2.5 Квадратный куфи

Выделим и из этого геометрического разнообразия простейшие формы, подобно тому как мы сделали это с еврейским квадратным алфавитом, и снова запомним картинку :) Рисунок 2.6

Рис. 2.6 Пять базовых форм, проявленных геометрическим куфи

Что у нас получилось в итоге?

Второй опыт дает нам несколько иную картину в сравнении с опытом иврита. Арабское письмо обретает квадратные черты на более позднем этапе развития исламского эгрегора, когда священные тексты уже написаны. Геометрическая же формы выделяется в отдельный орнаментальный жанр. Почему? У меня есть достаточно безумная гипотеза на этот счет. 

В случае иврита мы, очевидно, имеем дело с маскировкой финикийского следа, своего рода мимикрией, в то время как арабский, похоже, сделал отчаянную и небезуспешную попытку сопротивления давлению собственных финикийских корней, попытку возврата к Изначальному Узору. Основанием для такой гипотезы служит уже больше не исторический, а мистический срез проблемы.

Дело в том, что трансформация куфи и рождение его геометрической формы совпали с развитием и расцветом суфизма — мистического течения в Исламе, которое оказало огромное влияние на культуру и философию не только мусульманского, но и всего тогдашнего цивилизованного мира. 

Тема суфизма обширна, интересна и многогранна. Развивать её тут в полном объеме задача не стоит. Отмечу лишь, что именно суфии вводят в научно-мистический оборот того времени понятие Накша (Узора), связывая с ним различные аспекты миропонимания и мистические практики единения с Творцом. Работа с Узором, постижение Узора и сакральная геометрия становятся фундаментом суфийского мистицизма. Суфийские мастера фактически погрузили исламский мир в пространство Узора. Более того, те истинные шедевры архитектуры, искусства, каллиграфии, поэзии и мысли, которые ныне входят в Золотой фонд человечества, стали возможны и развились при непосредственном участии и под влиянием их идей и их Работы. 

Кстати, именно у суфиев мы встречаем упоминание и нашего героя. 

«Все, что менее совершенно, чем Изначальный Узор — Накш, не может быть привлечено к Работе» 

Цитата (как и следующая ниже) взята из журнала Нины Сорокиной и принадлежит Бахауддину Накшбанду (1318-1389гг), одному из величайших суфийских учителей,  основателю одноименного ордена, остающегося самым многочисленным по сей день! 

Суфии ставили одной из своих задач распространение философских и научных знаний с целью искоренения пороков современного им общества, считали, что человек достигает подлинного счастья только через разум, познавший Истину. Они полагали, что истина достигается не индивидуальными, а коллективными усилиями мудрецов на протяжении истории всего человечества. В частности именно так определяли свои цели «Братья чистоты»(Ихван ас-Сафа) — члены тайного суфийского общества, основанного в Басре еще в 10-м веке. Собственно, цитата из их трактата «Письма» (Расаил) возвращает нас к теме повествования и отвечает на вопрос — почему геометрическая (точнее квадратная) форма была так важна.

«Бог в своей мудрости создал эту проявленную конечную вселенную в квадратах (или четверках), состоящих из сочетающихся и противоположных пар, тайны которых известны только Творцу».

Думаю, на этом откровении, которое станет мистическим стержнем всего нашего повествования, и стоит завершить главу.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded