anta_rus

Categories:

Тайна Изначального Узора 6

ХРАНИТЕЛИ. РУССКИЙ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ

В предыдущей главе, помимо изучения характера Изначального Узора, мы полностью исчерпали письменную составляющую нашего расследования. Все следы, что удалось обнаружить в историческом контексте, были представлены читателю. Не стану утверждать, что тема исчерпана, но как говориться: «чем богаты» :) 

Пойдем дальше, и зададимся вопросом: что же Изначальный Узор канул в Лету после финикийского взрыва и ничего кроме осколков мы не можем наблюдать? Конечно нет! Во Вселенной вообще ничего не исчезает, а уж такие фундаментальные штуки и подавно. Просто Узор растворился в тайных практиках и скрытых школах, стал уделом посвященных, затаился в стороне от широких дорог цивилизации.

Иногда Узор возвращался в новом качестве, в рамках существующей религиозной традиции. Помните историю арабского куфи во второй главе? Тогда стараниями суфиев была предпринята довольно успешная попытка вернуть исламский мир в пространство Узора. Похожим был процесс рождения древнерусской титульной вязи. Формирование на русской земле самобытного Православного христианства в период двоеверия, постепенный отход от Византийских традиций, позволили начать процесс узорной трансформации уставной, по сути греческой, кириллицы. Процесс этот был прерван реформой патриарха Никона в 17-м веке,  вернувшей Русь в финикийский проект, и продолжился только в наше время, с рождением Узорного письма и Колословов. 

Однако, есть «заповедные места» где Узор сохранился практически в изначальном виде.  И это обстоятельство возвращает нас из долгих странствий  на русскую землю. 

Отступление о Хранителях

Тема Хранителей таинственная и завораживающая. Кто не представлял себе седых старцев в глухих лесах и пещерах, мудрых учителей, живущих тихой жизнью затворников. Обретение очередного священного писания всегда связано с некими скрижалями, табличками на болотах и пр. Знакомая картина?

Однако реальность как обычно иная. В сохранении тайн и секретов человеческий фактор — самое слабое место. Думаю, читатель найдет целый ряд причин почему оно так. Это хорошо показано в старом советском фильме «Ларец Марии Медичи». Продуманная затея с разделением альбигойской тайны среди нескольких человек, рухнула когда хранитель был поставлен перед жестким выбором: тайна или жизнь семьи. На самом деле тайну нужно хранить на видном месте, в маскирующей обертке или передав туда, где она будет сохранять только ключи — базовые принципы, наполнившись при этом иным содержанием. 

Наша нынешняя история как раз про это, ибо первым Хранителем Узора является наш родной геометрический орнамент.

Именно растворение Изначального Узора в традиции русской вышивки, наполнение его элементов новым культовым содержанием, позволило ему сохраниться на обширной территории, тихо дожив до наших дней. Не беда, что трактовки символов разнятся от области к области, являясь по сути наработками местной бытовой магии. Метод вполне себя оправдал, сохранив ключи — основу Изначального узора.

______________________

О сакральной сути и древнем происхождении традиционного русского орнамента написано очень много. С этой стороны его изучали и официальная наука и альтернативные исследователи. Однако я хочу обратить внимание читателя на одну единственную работу, которая, соединяясь с нашим повествованием, строит прочный фундамент корневого понимания всей темы. Это книга Петра Макагонова «Русский традиционный орнамент как знаковая система» Изданная в 2014 году Тверским государственным университетом, она доступна в сети. Всем интересующимся темой очень рекомендую!

Автор книги, среди прочего, отмечает единство узорной традиции человечества, и её глубокую древность. Проводит вполне обоснованные параллели между геометрическим орнаментом, древнерусской вязью, арабским куфи, вязанными рунами, лигатурами глаголицы и пр. Но не это главное. Для нас интересны итоги глубокой и всесторонней систематизации базовых элементов традиционной вышивки. Автором проделана колоссальная работа, результатами которой мы попробуем воспользоваться в этой главе.

Прежде всего обозначим впечатляющий хронологический и географический охват работы. Акценты мои.

«Для нашего исследования использовалась вышивка преимущественно XIX – начала XX века с традиционным геометрическим орнаментом как достоверный этнографический и исторический источник, археологические ткани, а также орнамент на керамике Бронзового века фатьяновской, андроновской, поздняковской, абашевской, культуры боевых топоров, кобанской и срубной культур. 
Рассматривалась вышивка северных, северо-западных и центральных областей России, Урала, Алтая, центра и востока Белоруссии, юго-западных областей Украины, северо-западных областей Казахстана, эстонская, литовская и латышская вышивки, а также вышивка на тканях из археологических раскопок некоторых областей Западной Европы. 
Русский геометрический орнамент распространен гораздо шире обозначенного ареала. Однако мы анализировали вышивку тех областей, в которых традиция геометрического орнамента отличалась лучшей сохранностью, где он менее всего подвергся изменениям. В качестве иллюстрации изменения орнаментальной системы можно привести области центральной Украины, где геометрический орнамент почти окончательно преобразовался в растительный.»

Последний абзац очень важен! Обозначенный ареал сохранения геометрического орнамента, по сути, очерчивает для нас границы распространения финикийского проекта на территории Руси и, среди прочего, указывает, что его адепты позаботились о трансформации не только письменности, но и орнамента. Растительные, зоо- и антропоморфные сюжеты, которыми пропитана узорная архаика Европы, и, в том числе, славянская традиция — зримые следы этой кропотливой работы жречества.  Кстати, эта работа гораздо сложнее и тоньше трансформации письма, поскольку требует глубокого проникновения не только в государственную или религиозную книжность, но и в саму глубь народной жизни. Этот сюжет очень интересно перекликается с работами  Александра Пыжикова — современного исследователя истории раскола и старообрядчества. Его, достаточно шокирующая для современного понимание нашей истории, гипотеза открывает доселе скрытые грани русского христианства, которые профессор определяет как загадочную смесь оного с ведизмом, исламом и восточными культами. А известная нам доселе историческая (греко-византийская) РПЦ по Пыжикову — не что иное, как проект скорее западного, а точнее, польско-малороссийского толка, нежели подлинно русский. Отсылаю читателя к многочисленным видео и книгам Александра Владимировича, а мы пойдем дальше.

Прежде чем перейти непосредственно к результатам работы Макагонова, ещё одна его цитата:

«Из всех видов орнамента наиболее древним считается геометрический, а из техник вышивки наиболее архаичной считается вышивка «набором» с равными по толщине узором и его фоном. » стр. 17

Т.е. автора интересует прежде всего орнамент построенный по законам квадратной сетки. И тут наши интересы совпадают, ибо Изначальный Узор выстроен по такому же принципу.

На рисунке 6.1 представлен портрет нашего героя в двух ракурсах, которые нам будут необходимы для дальнейшего повествования. Поехали!

Рис. 6.1. Изначальный Узор

И уже на 19-й странице книги Макагонова нас ждет открытие.

Автор выделяет две группы простейших элементов вышивки, которые ему удалось выявить в процессе работы. Одну из них он называет «второстепенной». Рисунок 6.2

Рис 6.2 Группа «второстепенных» элементов по Макагонову

Я позволил себе взять определение второстепенный в кавычки, поскольку с нашей точки зрения это как-раз элементы основные. 

Думаю даже повернутые на 45 градусов, эти элементы не скроют от читателя три базовых структурных слагаемых Изначального Узора и точку догонского зернышка По. В принципе, уже и этого довольно чтоб сделать далеко идущие выводы, но мы не будем спешить. :) Ибо есть еще вторая группа, которую Макагонов назвал основной. Рисунок 6.3

Рис. 6.3. Группа основных элементов русского геометрического орнамента по Макагонову.

Я их, правда, вернул в вертикальное положение, в оригинале они так-же представлены под углом 45 градусов, поскольку снимались с матрицы вышивки.

Не трудно заметить, что все представленные на рисунке 6.3 элементы являются лигатурными формами, построенными из первичных знаков Изначального Узора. Ну и, вестимо, из знаков «второстепенной группы» Макагонова. Читатель может самостоятельно поупражняться в экспериментальной проверке этого факта. Но есть еще одно важное... Я выделил красным знаки, которые являются еще и... буквами алфавита тифинаг. Т.е. к двенадцати знакам Изначального Узора, которые ранее вошли в состав этого алфавита, мы должны добавить еще четыре лигатуры. И это как минимум. Не забываем, что в предыдущей главе мы проявили еще четыре лигатуры тифи (см. главу 5). Их нет в основном составе знаков рисунка 6.3, но они появляются у Макагонова в процессе повествования. 

Итого в алфавите тифинаг содержится до двадцати прямых потомков Изначального Узора!!! и ВСЕ они сохранены в русском геометрическом орнаменте. 

Но и это еще не все. На рисунке 6.4 зеленым выделены знаки арабского геометрического куфи, совпадающие с элементами основной группы Макагонова. 

Рис. 6.4. Группа основных элементов русского геометрического орнамента по Макагонову и арабский куфи.

Ранее у куфи мы выявили пять элементов Изначального Узора (см. главу 2). Теперь можем добавить еще аж 13 лигатур. 

Итого в квадратном куфи содержится 18 прямых потомков Изначального Узора!!! и ВСЕ они сохранены в русском геометрическом орнаменте.

Как говорилось в одном известном фильме: «посмотри и трезво содрогнись», читатель :) Русский геометрический орнамент по сию пору сохраняет не просто осколки Изначального Узора, но, по сути, содержит в целостности древнейшую дофиникийскую, а может и вовсе дописьменную, сакральную Систему. И эта система уникальна! Наши предки вплоть до начала 20-го века шли Путем Узора. 

Приведенные выше примеры интеграции русского геометрического орнамента с письменными системами тифи и арабского куфи лишь устанавливают документированную историческую связь дофиникийских традиций. Сам же геометрический орнамент, безусловно, значительно превосходит эти алфавитные системы по своему потенциалу, глубине и сакральной силе. И этот потенциал сосредоточен не в конкретном наборе символов, а в двухмерной узорной природе этой древней Традиции

Подводя промежуточный итог своего исследования Макагонов выводит аж 79 обнаруженных им символов, отмечая что состав, скорее всего, не полный и пишет следующее:

«Эти знаки являются своего рода алфавитом системы, из которого могут строиться целые повествования, заключенные в сложные орнаментальные конструкции.» 

Думаю, тут всё несколько иначе. Сводить эту впечатляющую знаковую симфонию к еще одному алфавиту — значит трактовать это наследие в финикийской парадигме. Заложенный в геометрическом орнаменте лигатурный принцип рождения знаков из протоформ Узора к более сложным структурам, позволяет предполагать, что речь тут идет о слоговых рунах — лигатурных формах, рождающих, как говорили в Тибете, «просторное здание звуков» и это здание, по сути, бесконечное по разнообразию и обилию вариантов.

Рискну даже предположить, что в знаках Изначального Узора закодированы все языки мира, причем не только нашего... мира. А все квадратные, т.е. жреческие алфавиты, есть частные проявления Узора на сакральных системах более «низкого» уровня. Это наследие, видимо, широко использовалось и жрецами финикийского проекта. Вспомните историю квадратной письменности иврита (глава 2).

Упомянутые выше слоговые руны выводят нас еще на одного Хранителя Узора, к открытию которого приложил руку ваш покорный слуга. Потому в следующей главе речь пойдет об Узорном письме и Колословах.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded